Neuruppin.webstolica.ru  

   40 арт бригада (40-я гвардейская пушечная артиллерийская Новороссийская Краснознаменная бригада
поместье Генсроде
 Gut Gentzrode  
 Neuruppin

 

Гостевая книга  |  Ссылки  |  Поместье Генсроде - Gentzrode  |  Боевой путь части - История Бригады  |  Ракетный парк - технические данные  |  Фотоальбом  |  Ваши фотографии друзей и родной части...  |  ФОРУМ  |  Фотографии Великой Отечественной войны  |  История Оружия, Снаряжения, Формы и.др Советско-Российских и Немецких Войск  |  Присяга, Документы  |  Школьные годы в Генсроде. 29 школа в Нойруппине  |  Оркестр бригады - фото и др.  |  Ордена Бригады  |  Капустин Яр

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус"

Вот это попки!!!

 

Машина горизонтальных испытаний 2В11М на базе ЗиЛ-131

 

 Подъемное-транспортное оборудование

 

 Ангарно-перевозочная тележка

 

 Палатка утепленнаяя для регламеннта ракет в полевых условииях

 

 

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус" с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

ОТРК 9К72 был разработан в 1958-1961 годах в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев) с участием ряда КБ и НИИ. Разработчиками основных систем комплекса были назначены:

· НИИ-592 - по бортовой системе управления (главный конструктор - Н.А. Семихатов);

· ОКБ-3 - по двигателю на первом этапе летных испытаний (главный конструктор - Д.Д. Севрук, ведущий конструктор - Н.И. Леонтьев);

· ОКБ-5 - по двигателю со второго этапа летных испытаний (главный конструктор - А.М. Исаев, ведущий конструктор - Н.В. Малышева);

· НИИ-944 - по гироскопическим приборам (главный конструктор - В.И. Кузнецов);

· НИИ-6 - по разрывному заряду и обычному снаряжению головной части;

· НИИ-1011 МСМ - по спецзаряду и комплекту электроавтоматики (научный руководитель - Ю.Б. Харитон, главный конструктор - С.Г.Кочарянц) ;

· ГСКБ - по комплексу наземного оборудования, (главный конструктор - В.П. Петров, ведущий конструктор С.С. Ванин);

· завод 784 Киевского СНХ - по приборам прицеливания (главный конструктор С.П. Парняков);

· ОКБТ Ленинградского Кировского завода - по стартовому агрегату на гусеничном ходу (главный конструктор - Ж.Я. Котин);

· ЦКБ ТМ - по стартовому агрегату на колесном ходу (главный конструктор - Н.А.Кривошеин).

К тому времени на вооружении Советской армии уже стояла ракета 8К11 на стартовом агрегате 8У218 и при разработке ракеты 8К14 конструкторы ориентировались на использование наземного оборудования, разработанного для ракеты 8К11. Такой подход позволил значительно сэкономить средства и время, необходимые для создания нового комплекса (ракета 8К14 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев). Комплекс 9к72 с ракетой 8к14 на стратовом агрегате 2П19 (на базе ИСУ-152К) постановлением Совмина СССР был принят на вооружение 24 марта 1962 г. Колесный стартовый агрегат транспортных испытаний не выдержал - потребовалось усилить раму. После проведенных доработок пусковая установка 9П117 на четырехосном колесном шасси автомобиля "МАЗ-543А" была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 75-26 от 27.1.1967г. В дальнейшем 2П19 заменялись на 9П117, но эта замена была произведена не повсеместно. К концу 80-хх годов 2П19 всё еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника более предпочтительна.

За долгие годы службы комплекс неоднократно модернизировался. Модернизированная ракета 8К14-1 (Р-17М) взаимозаменяема с ракетой 8К14 (Р-17) и не отличается по своим ТТХ. Вышеназванные ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. 8К14-1 может нести более тяжелые боевые части с другой геометрической формой, которые могут оснащаться ампульными батареями (а ракеты более позднего выпуска – и БЧ с баллонами высокого давления). Так же не является принципиальной разница в стартовых агрегатах. И в 2П19, и в 9П117 (любой модификации) стоит одинаковая взаимозаменяемая пультовая аппаратура.

В 80-х годах ЦНИИАГ (ЦНИИ автоматики и гидравлики) приступил к выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию отделяемой управляемой головной части с оптико-электронной системой наведения для ракеты Р-17. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления головной части, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в головную часть ракеты. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 году. Новая система получила название "Аэрофон", но экспериментальные пуски показали большую зависимость от погодных условий в месте старта и цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Комплекс широко поставлялся на экспорт в страны Варшавского договора, Иран, Ирак, Ливию, Сирию, Иемен, Вьетнам и другие. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30.01.1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17.

Комплекс 9К72 является на настоящий момент морально устаревшим, громоздким, но достаточно надежным и до сих пор стоит на вооружении, хотя производство ракет и комплектующих закончено еще в конце 80-х.

На западе комплекс получил обозначение "Scud"-B.

Состав

В состав ракетного комплекса 9К72 входят:

· Ракета 8К14 (см. вид сбоку, снизу-сверху), ракета 8К14-1

· Головные части:

o 8Ф44

o 8Ф44Г1

o 269А в корпусе 8Ф14

o 3Н8

o РА17 в корпусе 9Н33

o РА104 в корпусе 9Н33-1

o РА104-1 в корпусе 9Н33-1

o РА104-2 в корпусе 9Н33-1Б

· Подъемно-транспортное оборудование:

o 2Т3 (2Т3М, 2Т3М1) - грунтовая тележка, в комплект которой входят: 2Ш3 - контейнер; 2Ш2 - термочехол; 1603/2Т3 - сливное соединение; 1604/2Т3 - дренажное соединеие; 1-820/2Т3 - переходник

o 9Ф21МА (9Ф21МУ), 2У662Д (2У662ДУ), 2У662М (2У662МУ), 9Ф223 - машина хранилище, в 80-хх годах заменена на специальный автомобиль типа 8М257У1, НГ2В1, НГ22В1 (возможно использование специально доработанных грузовых автомобилей)

o ЗиЛ-157 (ЗиЛ-131, Урал-4320) - бортовой автомобиль наля перевозки комплектующих в контейнере 9103-0

o 8Т22, 9Т31М (9Т31М1) - специальный автомобильный кран (возможно использование КС2573)

o 9Т37 - комплект грузоподъемных средств

o 9Т55А - комплект такелажа

· Заправочное оборудование:

o 2Г1У (2Г1), 9Г29 (9Г29М) - автозаправщик горючего

o 8Г17М1, 9Г30 - автоаправщик окислителя (возможно использование АКЦ-4-255Б)

o 8Т311 (8Т311М) - обмывочно-нейтрализационная машина

o 8Г33У, УКС-400В - компрессорная станция в комплекте с индикатором влажности 8Ш31

· Испытательное оборудование:

o 2В11 (2В11М1) - машина горионтальных испытаний (МГИ)

o 9В41 (9В41М) - машина автономных испытаний (МАИ)

o 8Н01 (8Н01М) - бензоэлектрический агрегат, заменен на бензоэлектростанцию ЭСБ-12-ВС400) (возможно использование дизельной электростанции ЭСД-10)

· Пусковое оборудование:

o 9П117 (9П117-1, 9П117М, 9П117М1, 9П117М1-1, 9П117М1-3) - стартовый агрегат в комплекте с приборами прицеливания 8Ш18

o 2П19 (2П19-1) - стартовый агрегат в комплекте с приборами прицеливания 8Ш18

· Вспомогательное оборудование:

o 2Щ1 (2Щ1М2) - автомашина ЗИП

o 2Т5 - ангарно-транспортная тележка

o 8Г27 (8Г27У, 8Г27К) - подогреватель воздуха

o 8Ю11 (8Ю11У) - палатка утепленная

o 8Ю44 (8Ю44М) - полевая химическая лаборатория

o 9В292 - машина "Контроль" (воможно использование комплекта "Целина" или ему подобного)

o 9Т114 - тележка для авиатранспортирования (головных частей в штатной укупорке).

Пусковая установка 9П117М разработана на базе четырехосного колесного шасси МАЗ-543. Пусковая установка (ПУ) имеет полную массу 37400кг. Без ракеты масса ПУ составляет 30600 кг. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д12А-525 (мощностью 525 л. с. при 2000 об/мин), позволяет установке с заправленной ракетой и пристыкованной головной частью двигаться со скоростью 15км/ч по местности и 45км/ч по шоссе. Без дозаправки топливом запас хода достигает 450км. Двигатель расположен в передней части машины. По сторонам от него находятся две двухместные кабины, изготовленные из полиэфирной смолы, армированной стеклотканью. Сиденья в кабинах размещены тандемом. Все колеса шасси ведущие, с системой регулирования давления воздуха в шинах. Первая и вторая пара колес — управляемые. Все колеса имеют независимую подвеску. Аппаратура связи включает радиостанцию Р-123 и внутреннее переговорное устройство Р-124.

Ракета 8К14 - баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) , автономной инерциальной системой управления, системой аварийного подрыва и неотделяемой боевой частью. ЖРД обеспечивает максимальную дальность стрельбы 300 км (минимальная дальность - 50 км). Гарантированная дальность стрельбы – 275 км. Ресурс работы двигателя- 100с. Система управления ракеты 8К14 (см. описание) предназначена для подготовки к пуску,осуществления пуска и управления полётом ракеты. Система аварийного подрыва ракеты (АПР) (см. описание) предназначена для ликвидации боевого заряда головной части в воздухе в случае аварийного полёта ракеты. Максимальная высота траектории полета ракеты - 86 км , минимальная - 24 км. Полетное время - от 165 до 313с. Обеспечиваемое системой управления среднее вероятное круговое отклонение составляет в длину от 180 до 610м и в ширину от 100 до 350м. Органы управления - газодинамические рули, установленные в выходном сечении сопла.

Ракета заправляется:

· окислитель АК-27И "Меланж"(вес - 2919 кг, плотность - 1,596 - 1,613),

o Концентрированная азотная кислота - 69,8 - 70,2 %

o Четыреокись азота - 24 - 28 %

o Вода - 1,3 - 2 %

o Соли аллюминия - не более 0,01%

o Йод - 0,12 - 0,16 % (ингибитор)

· основное горючее ТМ-185 (вес - 822 кг),

o Полимердистиллят - 56+-1,5%

o Легкое масло пиролиза - 40+-1,0% (для увеличения плотности и устойчивости к окислению кислородом)

o Трикризол - 4+-0,5% (предотвращает кристаллизацию воды при отрицательных температурах)

· пусковое горючее ТГ-02 "Самин"(вес - 30 кг, плотность 0,835-0,855),

o Изомерные ксилидины - 50+-2%

o Технический триэтиламин - 50+-2%

o Вода - до 0,4%

· сжатый воздух (вес - 15 кг).

8к14 оснащается ядерными боеголовками 9Н33(РА-17), 9Н33-1 (РА-104, РА-104-1, РА-104-2) или 8Ф14 (269А) мощность до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 (масса V-газа 555кг). Вес головных частей - 987кг.

Головная часть (ГЧ) стыкуется с ракетой при помощи 16 гаек с пружинными кольцами. Для обеспечения правильности стыковки служат два направляющих штифта. Линия стыка закрывается баллистической лентой и заклеивается полиэтиленовой лентой с липким слоем ГОСТ 20477-75. Для обеспечения электрической связи головной части с ракетой служат разъемы ГШР1, ГШР2, Ш5А и 03. Через разъемы ГШР1 и ГШР2 аппаратура управления головной части стыкуется с системой управления ракеты (через схему сопряжения системы управления ракеты с аппаратурой головных частей). Схема сопряжения аппаратуры управления ГЧ с аппаратурой системы управления ракеты предназначена для проверки исходного состояния головной части, проверки цепей взведения ГЧ и снятия первой ступени предохранения в полете. Схема сопряжения системы управления ракеты с аппаратурой головных частей для всех головных частей одинакова. На технической позиции предусматривается проверка схемы сопряжения при подключенном эквиваленте головной части, на стартовой позиции - при состыкованной головной части.

Схема сопряжения выполняет следующие основные функции:

· контроль наличия первой ступени предохранения;

· контроль наличия второй ступени предохранения;

· автоматическое восстановление первой ступени предохранения в случае ее взведения;

· проверка целостности цепей взведения головной части с помощью эквивалента головной части на технической позиции;

· проведение комплексных испытаний системы управления при подключенной головной части на стартовой позиции;

· снятие первой ступени предохранения в полете после отключения двигательной установки.

Цепи взведения головной части подготавливаются после отрыва ракеты от стартового стола. Через 4 секунды после подачи прибором 1СБ12 команды на выключение двигателя проходит команда на снятие первой ступени предохранения. Через разъем Ш5А система АПР ракеты стыкуется с исполнительными элементами системы АПР в головных частях, а также готовится цепь снятия второй ступени предохранения. Вторая ступень предохранения снимается при опускании ракеты с 5000 м до 3000 м. Через разъем 03 кабельный ствол от разъема ОШО в хвостовой части ракеты стыкуется с электрической системой внутреннего подогрева головных частей в ядерном снаряжении.

Ракета 8К14 может оснащаться головными частями телеметрического варианта или головными частями в боевом снаряжении. Первоначально ракета 8К14 разрабатывалась для применения с головными частями в обычном снаряжении 8Ф44 (фугасная) и в ядерном снаряжении 8Ф14 (269А) с урановым зарядом типа РДС-4 мощностью до 10 кт. Когда встал вопрос про возможность оснащения ракеты 8К14 головной частью с химическим зарядом, то выяснилось, что данная ракета не может быть оснащена такой головной частью, так как головная часть должна иметь на борту мощный источник питания длительного хранения (например ампульную батарею). Кроме того возникли проблемы с размещением баллона с отравляющим веществом в габаритах ГЧ. Разработанная головная часть 3Н8 получилась более тяжелая (1016 кг) и другой формы (подкалиберная, но более длинная). Для использования данной головной части была разработана ракета 8К14-1. Чтобы нести более тяжелую и длинную ГЧ вместо алюминиевого стали использовать стальной стыковочный шпангоут, а для возможности задействования ампульной батареи головной части одновременно с ампульными батареями СУ и САПР ракеты - подвели воздухопровод низкого давления к срезу приборного отсека (плоскости стыковки ракеты с БЧ). Позже вместо головной части 3Н8 на вооружение была принята ГЧ 8Ф44Г, которая имела обычные габариты и вес. Дальнейшей модернизацией химических боевых частей стала 8Ф44Г1. Аппаратура управления химической боевой части позволяет устанавливать высоту срабатывания заряда.

На смену ядерной боевой части 8Ф14 пришла головная часть в ядерном снаряжении 9Н33 с зарядом РА-17 (плутониевый заряд имплозивного типа). Дальнейшей модернизацией ядерных боевых частей стала 9Н33-1 с зарядами различной мощности (РА104 - ядерный заряд мощностью до 50 кт, РА104-1 - ядерный заряд мощностью до 100 кт, РА104-2 - термоядерный заряд).

Все головные части в ядерном снаряжении оснащались системами внутреннего подогрева, позволявшими производить дистанционный контроль температуры заряда и подогрев заряда. Аппаратура управления ядерной боевой части позволяет устанавливать вид взрыва: наземный, воздушный низкий или воздушный высотный. Фугасная боевая часть 8Ф44 подрывается при ударе о землю.

В составе ракетной бригады, имеющей на вооружении комплекс 9К72, среди подразделений обеспечения имеется метеорологическая батарея. По результатам запуска метеозонда составляется метеорологический бюллетень "Метео-44", который используется в дальнейших расчётах. Если ракетный дивизион действует в отрыве от основных сил (из-за отдалённости нельзя воспользоваться результатами "Метео-44"), то возможно использование "Метео-11" - артиллерийского метеорологического бюллетеня, полученного от ближайших артиллерийских частей, при этом производится пересчёт "Метео-11" в "Метео-44". Метео-44 включает в себя: дату и время измерения, высоту метеостанции над уровнем моря, давление и температуру на метеостанции, температуру, направление ветра и его скорость на высоте 24 км и 34 км, температуру на высоте 44 км, 54 км и 64 км.

Исчисленными установками для пуска являются:

· координаты пусковой установки (Х, У и высота);

· координаты цели (Х, У и высота); (так как при расчётах используются полные координаты, то так же учитывается и влияние широты и направления пуска относительно вращения Земли на дальность полёта ракеты)

· высота взрыва;

· отклонение веса при сборке ракеты;

· отклонение веса при сборке головной части;

· температура заправки; (так как используется объемно-весовой метод заправки, то вес заправленной ракеты зависит температуры заправки КРТ - в ТТХ дaется вес компонентов ракетного топлива при температуре заправки 15°С)

· Метео-44.

В результате расчетов получают: А исчисленное - дирекционный угол на цель; N - число импульсов для введения в автомат управления дальностью; n - число импульсов для введения в систему аварийного подрыва ракеты.

Для расчетов установок на пуск в ракетном дивизионе используются вычислительные машины 9В51Б, так же расчёты могут проводиться вручную при помощи таблиц ТР-550 и калькулятора, или при помощи поправочника ПР-14 графическим способом. Вычислительная машина 9В51Б, разработанная для комплекса 9к72, в настоящее время устарела и не удовлетворяет современным требованиям по надежности и быстродействию. Кроме того машина очень громоздка - она занимает значительную часть КУНГа пункта управления дивизиона 9С436-1. Для обеспечения контроля результатов в ракетном дивизионе две машины 9С436-1 производят одновременны расчёт на двух ЭВМ 9В51Б. В настоящее время для выполнения расчетов установок используются средства аналогичного назначения, выполненные на более современной элементной базе.

Прицеливание ракеты 8К14 включает в себя введение дальности в автомат управления дальностью и наведение ракеты на цель, т.е. совмещение плоскости стрельбы с рассчитанным направлением на цель. Наведение ракеты производится путём разворота её на пусковом столе (см. фото) стартового агрегата, угол разворота определяется комплектом приборов наведения 8Ш18, входящего в состав стартовых агрегатов 2П19 и 9П117 (см. схему стартовой позиции).

В комплект 8Ш18 входят: гирокомпас 1Г5; магнитные уровни; спецтеодолит; две электровехи; угломер; юстировочный столик для проверки магнитных уровней; комплект ЗИП. Гирокомпас 1Г5 – жидкостной, используется только при работе на неподготовленных позициях (при развертывании с марша). При этом для обеспечения контроля результатов обычно используют гирокомпас 1Г9 или 1Г17 из комплекта топопривязчика 1Т12-2М. При работе на подготовленных позициях вместо гирокомпаса используется спецтеодолит.

Особенность наведения 8К14 заключается в том, что ракета наводится плоскостью стрельбы (перпендикуляр к планке гироплаты), обычно совпадающей с плоскостью І – ІІІ стабилизаторов, а отсчет производится при помощи угломера, располагающегося между ІІ и ІІІ стабилизаторами.

Перед пуском ракета устанавливается в вертикальное положение при помощи стрелы и остается стоять в вертикальном положении на пусковом столе, закреплённая ветровыми болтами, а стрела опускается в походное положение. После подъема в вертикальное положение на ракете выполняются следующие операции :

· генеральные испытания приборов системы управления с имитацией выключения двигательной установки от прибора 1СБ12;

· переведение схемы в боевое положение;

· подготовка к выстрелу системы АПР;

· уставка вида работы головной части;

· введение дальности в автомат управления дальностью;

· наведение ракеты на цель и контроль наведения (согласно ИН-12/8К14);

· заправка ракеты пусковым горючим;

· разблокировка 9В362М1;

· задействование ампульных батарей;

· выкручивание ветровых болтов;

· пуск.

Управление ракетными ударами и связь с вышестоящим командованием поддерживается средствами УКВ и КВ связи, расположенными на КШМ Р-142 и в батарее управления дивизиона. В последнее время управление дивизионом осуществляется из АСУ "Плед" путем передачи данных через радиорелейные станции Р-412 телекодом.

В сухопутных войсках Советской Армии ракетные системы 9К72 состояли на вооружении ракетных бригад (РБР) армейского и фронтового подчинения. Основной вариант организационно-штатной структуры РБР 9К72 "Эльбрус" следующий:

· управление РБР,

· три отдельных ракетных дивизиона (ОРДН),

· батарея управления,

· метеорологическая батарея,

· батарея регламента и ремонта (БРР),

· инженерно сапёрная рота,

· взвод РХБЗ,

· автомобильный взвод,

· хозяйственный взвод,

· медицинский пункт.

Состав ракетного дивизиона:

Стартовая батарея (две в бригаде армейского подчинения или три в бригаде окружного (фронтового) подчинения):

  • командно-штабная машина Р-142Н (на базе ГАЗ-66) - 1 шт.
  • топопривязчик 1Т12-2М (на базе ГАЗ-66) - 2 шт.
  • пусковая установка 9П117М (9П117, 9П117М1, 9П117М1-1, 9П117М1-13) с комплектом приборов наведения 8Ш18 - 2 шт.
  • обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на базе ЗиЛ-157) или 8Т311М (на базе ЗиЛ-131) - 2 шт.
  • автомобиль Урал-4320 - 1 шт.
  • автомобиль ГАЗ-66 - 1 шт.

Техническая батарея (количество техники указано для ракетного дивизиона с 2-мя стартовыми батареями)

  • командно-штабная машина Р-142Н (на базе ГАЗ-66) - 1 шт.
  • компрессорная станция 8Г33У или УКС-400 с индикатором влажности 8Ш31 - 1 шт. и электростанция 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10)
  • заправщик горючего 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г29М (на базе ЗиЛ-131), перевозит две заправки основного горючего и четыре заправки пускового горючего - 2 шт.
  • авто-кислотная цистерна АКЦ-4-255Б (на базе КрАЗ-255, перевозит две заправки окислителя) – 2 шт. или заправщик окислителя 9Г30 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г30М (на базе ЗиЛ-131, перевозит одну заправку)- 4 шт.
  • обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на базе ЗиЛ-157) или 8Т311М (на базе ЗиЛ-131) - 1 шт.
  • специальный автомобильный кран 9Т31М1 с комплектом такелажа - 2 шт.
  • грунтовая тележка 2Т3 (2Т3М) (на базе ЗиЛ-157) или 2Т3М1 (на базе ЗиЛ-131) - 4 шт. и 2 контейнера 2Ш3 для перевозки двух незаправленных несостыкованных ракет или хранения 3-х незаправленных несостыкованных ракет
  • специальный автомобиль для перевозки боевых частей - НГ2В1 (на базе Урал-4320) - 2 шт.
  • автомобиль Урал-4320 - 1 шт. и подогреватель воздуха (теплогенератор бензоэлектрический) - 8Г27У
  • машина технического обслуживания вооружения (на базе ЗиЛ-131) МТО-В - 1 шт.
  • машина технического обслуживания автомобильной техники (на базе ЗиЛ-131) МТО-АТ - 1 шт.

Батарея управления

  • командно-штабная машина Р-142Н (на базе ГАЗ-66) - 3 шт.
  • автомобильная однополосная радиостанция Р-140-0,5 (на базе ГАЗ-66) для обеспечения коротковолновой радиосвязи во фронтовых и в армейских сетях сухопутных войск, ракетных войск) - 1 шт.
  • аппаратная уплотнения (засекречивания) связи П-240ТМ (на базе ЗиЛ-131) с 2-мя комплектами Т-217М, 209 и 194 коммутаторами , радиорелейная станция Р-415 – 1 шт.
  • пункт управления 9С436-1 (на базе ЗиЛ-131) - 2 шт.
  • автомобиль ГАЗ-66 - 2 шт.
  • БТР-РХ (БРДМ-РХ) машина радиохимической разведки - 1 шт.

Взвод материального обеспечения

  • автомобиль УАЗ-469 - 1 шт.
  • автоцистерна-топливозаправщик АЦ-5.5 (на базе Урал-4320) - 3 шт.
  • кухня ПАК-200 (на базе ЗиЛ-131) - 1 шт.
  • автомобиль Урал-4320 - 2 шт.

В ракетном дивизионе 4 или 6 ракет первого пуска (в зависимости от количества стартовых батарей).

Ракетно-техническими частями являются смешанные и специализированные подвижные ракетно-технические базы (ПТРБ), а также ОРПДН. Основной задачей ПРТБ является обеспечение ракетных бригад ракетами второго и последующего пусков, а также головными частями в ядерном снаряжении для первого и последующего пусков. Специализированными ПРТБ являются такие базы, которые обеспечивают только один ракетный комплекс, смешанные ПРТБ - обслуживают несколько различных комплексов.

Основной вариант организационно-штатной структуры смешанной ПРТБ следующий:

· управление ПРТБ

· сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет (см. состав)

· сборочная бригада головных частей тактических ракет

· сборочная бригада артиллерийских выстрелов (в ядерном снаряжении)

· техническая батарея оперативно-тактических ракет (см. состав)

· техническая батарея тактических ракет

· батарея управления

· инженерно сапёрный взвод

· отделение РХБЗ

· хозяйственный взвод

· медицинский пункт

· отдел главного механика

· рота охраны.

Основной задачей технических батарей является: в мирное время – хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ракет второго пуска и ракетного топлива, а военное время – прием с арсеналов ракет и ракетного топлива с баз, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части. Как правило, ракеты второго и последующего пусков подаются в ракетные части в готовности №4 (заправленные основными компонентами ракетного топлива и состыкованные с головными частями).

Основной задачей сборочных бригад является: в мирное время – хранение и поддержание в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) ядерных боеприпасов первого и второго пуска, а военное время – прием с арсеналов ядерных боеприпасов, приведение их в высшие степени готовности и передача их в ракетные части, также могут осуществлять стыковку головных частей с ракетами. Сборочная бригада головных частей оперативно-тактических ракет состоит из двух групп сборки и двух расчетов транспортировки.

Первоначально в состав ПРТБ входила парковая батарея, которая обеспечивала доставку ракет и головных частей в ракетные бригады, однако позже в результате изменения организационно-штатной структуры парковая батарея была расформирована, а в состав сборочных бригад и технических батарей были введены расчеты транспортировки.

Так как ракеты первого пуска находились в ракетных бригадах, то задачу по хранению и поддержанию ракет первого пуска в боеготовом состоянии (проведение регламентных работ) выполняло отделение регламента из состава батареи регламента и ремонта (БРР) (см. состав).

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы , км

50-300

Стартовая масса, кг

5862

Масса незаправленной ракеты, кг

2076

Длина, мм

11164

Диаметр корпуса, мм

880

Размах стабилизаторов, мм

1810

Вес пусковой установки 9П117 с ракетой, т

37

Запас хода без дозаправки, км

500

Боевой расчет пусковой установки 9П117, чел

8

Испытания, эксплуатация

При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось пол тонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя. И эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.

Поставленный на вооружение ряда государств комплекс 9к72 принимал активное боевое участие в многих локальных войнах.

В 1973 г. египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.

Разработанные в Ираке на базе 8К14 баллистические ракеты «Эль Хуссейн» и «Эль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250 и 500 кг соответственно. За счет снижения полезной нагрузки и благодаря усовершенствованным двигательным установкам эти ракеты имеют максимальную дальность полета 550 и 850 км, однако на этих дальностях также заимствованная у 8К14 система наведения уже не обеспечивает приемлемую точность стрельбы.

В 1980-1988 гг., во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.

Во время операции "Буря в пустыне" Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. В ходе этого конфликта выявилась недостаточная эффективность использовавшихся средств ПВО даже против устаревших к тому времени ракет типа Р-17.

Источники

"Ракета 8К14. Инструкция по эксплуатации" ч.1-4

"Ракета 8К14. Техническое описание" ч.1-2

Ракетные комплексы Ракетных войск Сухопутных войск

Ю. Бобрышев "Так рождался знаменитый "СКАД" /"Двигатель" №3 (39) 2005г./

Ю. Бобрышев Так рождался знаменитый "СКАД" /"Двигатель" №4 (40) 2005г./

Ю. Бобрышев Так рождался знаменитый "СКАД" /"Двигатель" №6 (42) 2005г./

Оптико-электронные системы наведения ракет: точность, скрытность, простота

Шунков В.Н. 'Ракетное оружие',изд."ПОПУРРИ",Минск,2001 г.

Veterans Memorial Museum

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус"

Для комментариев, вопросов, предложений -->

Основной вариант организационно-штатной структуры БРР следующий:

· отделение регламента

· взвод по ремонту автомобильной техники

· взвод по ремонту вооружения

· аккумуляторное отделение.

На вооружении отделения регламента находилась следующая техника:

· Машина горизонтальных испытаний 2В11 (на базе ЗиЛ-157) или 2В11М (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10) – для проведения автономных испытаний системы АПР ракеты, проверки целостности цепей сигнализаторов давления и пиропатронов и отсутствия их сообщения с корпусом, автономной проверки автомата стабилизации, комплексных генеральных испытаний системы управления совместно с системой АПР с имитацией выключения ДУ от прибора 1СБ12 в горизонтальном положении в боевом положении схемы на технической позиции.

· Машина автономных испытаний 9В41 (на базе ЗиЛ-157) или 9В41М1 (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10) – для проведения автономных проверок всех приборов системы управления и системы АПР ракеты, а также проверки головной части 8Ф44.

· Машина ЗИП 2Щ1 (на базе ЗиЛ-157) или 2Щ1М (на базе ЗиЛ-131) для перевозки группового ЗИП ракеты 8К14 (все приборы СУ и САПР ракеты, а также пультовая аппаратура, инструменты и принадлежности для обеспечения проведения регламентных работ).

· Компрессорная станция УКС-400 с индикатором влажности 8Ш31 - для заправки воздухом пневмосистемы ракеты, а также проведения проверок на герметичность пневмогидравлических систем ракеты.

· Палатка утеплённая 8Ю11У – для обеспечения работ с ракетами в полевых условиях

· Бортовой автомобиль – для перевозки комплекта палатки 8Ю11У

· Подогреватель воздуха 8Г27У (теплогенератор бензоэлектрический) – для обеспечения обогрева палатки 8Ю11У зимой, а также для сушки кабелей и аппаратуры при пониженном сопротивлении изоляции.

Машина горизонтальных испытаний 2В11 (2В11М)

Машина горизонтальных испытаний (МГИ) 2В11 предназначена для проведения электрических проверок ракеты при переведении ее из арсенальной готовности в готовность №6 или готовность к заправке, а также электрических испытаний при проведении регламентных работ с ракетами, хранящимися в готовности к заправке.

При проведении пуска в случае отказа приборов СУ (системы управления) или САПР (системы аварийного подрыва ракеты) , осуществляется эвакуация ракеты на техническую позицию БРР, диагностика СУ и САПР ракеты при помощи МГИ 2В11 и замена неисправного прибора на исправный из комплекта машины ЗИП 2Щ1. После этого в боевых условиях ракета может быть использована по прямому назначению.

Автономные проверки каждого отдельного прибора производятся при помощи машины автономных испытаний (МАИ) 9В41.

Пультовая аппаратура МГИ размешалась в КУНГе на базе автомобиля ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131 В центре располагается пульт, состоящий из трех блоков - пост 2В12-1, аналогичный пульту размещаемому на стартовом агрегате. Данный пульт позволяет осуществлять те же проверки, что и на стартовой позиции, однако, так как схема подключения на технической позиции отличается от схемы подключения на стартовой позиции, то объем проверок несколько иной (более углубленный).

Правее 2В12-1 находится пульт 2В25, предназначенный для проверки системы АПР . В отличие от пульта 2В26 (установленного на стартовых агрегатах и предназначенного только для установки режима работы АПР), 2В25 позволяет выполнять полную диагностику системы АПР (проводятся так называемые "первая" и "вторая" автономные проверки).

Сверху над 2В12-1 находится имитатор автоматики двигательной установки и головной части, при помощи которого контролируются сигналы, поступающие на пиропатроны пневмо-гидравлической системы ракеты и схему сопряжения головной части, а также проверяется исправность пиропатронов и отсутствие замыкания на корпус сигнализаторов давления. Кроме перечисленной аппаратуры, в состав МГИ 2В11 входят выносные пульты, при помощи которых осуществляется проверка прибора 1СБ24 непосредственно на ракете.

При проведении проверок в машине находится кроме оператора один человек, осуществляющий контроль и заполняющий журнал проверок ракеты (обычно это командир батареи), начальник отделения регламента и начальники расчетов системы управления и двигательной установки находятся вместе с личным составом отделения регламента возле ракеты.

Работа всего отделения регламента очень сложна и требует постоянной практики. Именно для этого обычно использовался тренажер 2Т63. Тренажер 2Т63 представляет собой макет ракеты с установленными макетами приборов, а также имитаторы пультовой аппаратуры машины горизонтальных испытаний. Пультовая аппаратура размешалась в КУНГе, однако в отличие от 2В11, этот КУНГ размешался не на базе автомобиля ЗиЛ-157 или ЗиЛ-131, а на базе двухосного прицепа. Кроме того, в отличие от КУНГа 2В11, у тренажера справа по ходу движения располагалось не два окна, а три. В остальном КУНГ тренажера был точной копией КУНГа 2В11.

  1. балансир;
  2. захваты;
  3. бак гидросистемы;
  4. стрела;
  5. ДК-4;
  6. два мерных бака с пусковым горючим;
  7. пусковой стол;
  8. пульт управления стрелой, домкратами и упорами;
  9. упоры;
  10. опоры;
  11. пульт СПО 9В46М;
  12. 4 воздушных баллона высокого давления;
  13. рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6;
  14. АКБ;
  15. ящик выносного пульта 9В344;
  16. в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя;
  17. под кабиной ГДЛ-10;
  18. в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18;
  19. эквивалент СУ 2В34;
  20. эквивалент САПР 2В27;
  21. приборы из комплекта 8Ш18;

Система управления ракеты 8К14

Система управления (СУ) предназначена для подготовки к пуску,осуществления пуска и управления полётом ракеты. В комплект системы управления входят: бортовая аппаратура СУ с электрооборудованием (автономная система управления); испытательно-пусковое оборудование технической позиции; испытательно-пусковое оборудование стартовой позиции.

Автономная система управления предназначена для управления полётом ракеты на активном участке траектории и состоит из:

· системы стабилизации движения,

· прибора управления дальностью,

· коммутационных устройств,

· электрооборудования.

Система стабилизации движения ракеты

Система стабилизации движения ракеты выполняет следующие функции:

· стабилизацию углового положения ракеты в пространстве относительно трёх взаимно перпендикулярных осей:

o оси вращения – продольной оси ракеты;

o оси рыскания – поперечной оси, расположенной в плоскости стабилизаторов I и III;

o оси тангажа – поперечной оси, расположенной в плоскости стабилизаторов II и IV;

· управление боковым движением центра масс ракеты;

· программное изменение положения продольной оси ракеты в процессе управляемого полёта (программный разворот).

Система стабилизации воздействует на исполнительные органы управления ракеты (рулевые машины) по трем каналам:

  • по каналу, обеспечивающему стабилизацию движения ракеты в плоскости стрельбы (по углу тангажа);
  • по каналу, обеспечивающему стабилизацию бокового движения (по углу рыскания и боковому отклонению);
  • по каналу, обеспечивающему стабилизацию движения ракеты вокруг продольной оси (по углу вращения).

Все приборы, входящие в систему стабилизации движения ракеты, можно разделить на четыре группы:

· датчики (в качестве датчиков используются гироприборы 1СБ9 и 1СБ10, которые служат для выдачи командных сигналов, пропорциональных отклонениям ракеты от заданного положения и боковой составляющей ускорения центра масс ракеты);

· счетно-решающий прибор (счетно-решающий прибор автомата стабилизации 1СБ13 служит для преобразования, суммирования и усиления командных сигналов, снимаемых с датчиков);

· исполнительные органы (рулевые машины 1СБ14 приводят во вращение газоструйные рули ракеты);

· потенциометры обратной связи (предназначены для улучшения стабильности работы и обеспечения малой зависимости статических коэффициентов усиления автомата стабилизации от возмущений рулевая машина и счётно-решающий прибор охватываются внешней отрицательной обратной связью. Сигналы обратной связи снимаются с потенциометров обратной связи 9Б312)

Гирогоризонт 1СБ9 вырабатывает текущие значения программного угла поворота ракеты по заданной функции времени, а так же командные сигналы, пропорциональные угловым отклонениям продольной оси ракеты в плоскости наведения от задаваемого программой направления (отклонения по углу тангажа). Кроме того, гироприбор 1СБ9 вырабатывает команду в систему АПР в случае, если отклонение от заданной траектории по углу тангажа превышает 10°.

Гировертикант и гироскопический интегратор боковых ускорений 1СБ10 представляет собой сочетание двух приборов и предназначен для выработки командных сигналов в виде напряжений, пропорциональных: угловому отклонению продольной оси ракеты от плоскости стрельбы - углу рыскания; повороту ракеты вокруг продольной оси - углу вращения; проекции скорости ракеты в направлении, перпендикулярном плоскости стрельбы. Кроме того, он вырабатывает команду для системы АПР в тех случаях, когда угол рыскания ракеты или угол её вращения достигает 10°±1°.

Счетно-решающий прибор автомата стабилизации 1СБ13 выполняет следующие функции:

1. Преобразование командных сигналов, поступающих с датчиков гироприборов, по определённому математическому закону в соответствии с требованиями динамической устойчивости движения ракеты на активном участке траектории и обеспечения заданной кучности стрельбы.

2. Суммирование в нужных сочетаниях преобразованных сигналов по каналам тангажа, рыскания, вращения, боковой стабилизации и внешней отрицательной обратной связи.

3. Усиление мощности командных сигналов, поступающих на управляющие обмотки реле рулевых машин.

4. Управление работой рулевых машин.

Рулевые машины 1СБ14 являются силовыми исполнительными органами автомата стабилизации ракеты 8К14 и предназначены для поворота рулей в соответствии с поступающим на них командным током.

Гироскопический интегратор продольных ускорений 1СБ12 предназначается для использования в бортовой системе управления ракеты в целях обеспечения её полёта на заданную дальность путём автоматической подачи сигналов для выключения двигателя при приобретении ракетой скорости, необходимой для свободного полёта из точки выключения двигателя до цели. Измерение скорости полёта ракеты в приборе 1СБ12 основано на принципе интегрирования ускорения движения.

Гироплата 1СБ11 является опорной плоскостью для установки приборов 1СБ9, 1СБ10 и 1СБ12. На верхней плоскости платы имеются установочные площадки под гироприборы и базовые пальцы, предназначенные для фиксации приборов на плате. Прибор 1СБ12 устанавливается так, чтобы гирограма составляла с продольной осью ракеты угол 5°50' - этим достигается уменьшение влияния продольного ветра на дальность полёта ракеты.

Прибор управления дальностью.

В качестве прибора управления дальностью используется гироскопический интегратор продольных ускорений 1СБ12, который вырабатывает команду на выключение двигателя при достижении ракетой скорости полёта, обеспечивающей заданную дальность стрельбы.

Коммутационная аппаратура СУ

Временной механизм 1СБ15 представляет собой электромеханический прибор, предназначенный для коммутации электрических цепей системы управления по заданной программе времени.

Коммутационная коробка 1СБ16 предназначена для осуществления коммутации межприборных цепей и необходимых переключений схемы, связанных с подготовкой ракеты к старту и работой бортовых приборов, а также электроавтоматики двигательной установки на активном участке полёта ракеты.

Бортовое отключающее устройство С-229 предназначено для отключения питания приборов системы управления от шины бортовой батареи +Б в случае прохождения команды на аварийное выключение двигателя.

Бортовая кабельная сеть системы управления 1СБ20 ракеты 8К14 предназначена для:

· соединения отдельных бортовых приборов и элементов электроавтоматики двигательной установки между собой;

· связи системы управления с системой аварийного подрыва ракеты и аппаратурой головной части;

· связи бортового электрооборудования с испытательно-пусковой аппаратурой.

Бортовая кабельная сеть ракеты 8К14 по своему назначению разделена на:

· комплект основных боевых кабелей 1СБ20

· комплект боевых головных кабелей 1СБ48 ( В случае, если ракета используется не с боевой головной частью, а с телеметрической, то вместо кабелей комплекта 1СБ48 применяются кабели комплекта 1СБ49).

Комплект сменных кабелей 1СБ21 предназначен для соединения ракеты с испытательно-пусковой аппаратурой.

Бортовое электрооборудование.

Бортовое электрооборудование состоит из первичного химического источника питания постоянного тока и вторичных источников питания трехфазного переменного тока частоты 500 и 1000Гц и обеспечивает электропитанием бортовые приборы системы управления. Бортовые приборы, электрооборудование и коммутационная аппаратура в основном размещены в приборном отсеке и частично в головной и хвостовой частях ракеты. Кабели, соединяющие приборный отсек с хвостовой частью, проходят с наружной стороны баков ракеты под обтекателями. Бортовая аппаратура системы управления ракеты соединяется с испытательно пусковой аппаратурой через три 86-контактных разъема типа С-589 (Ш37, Ш38 и Ш39)

Ампульная батарея системы управления 1СБ18 (1СБ18М) является первичным источником питания на борту ракеты и представляет собой химический источник тока одноразового действия ампульного типа. Электрохимический источник тока приводится в действие переливом электролита, находящегося в ампулах, в элементный моноблок под действием сжатого воздуха при давлении 10±2атм. (для 1СБ18М - 11±1атм.). В результате электрохимической реакции батарея приводится в действие и через 7с после подачи импульса сжатого воздуха может быть нагружена номинальным током. Залитый электролитом источник тока при подключении нагрузки работоспособен в течение 100с при разрядном токе 110А и напряжении в конце разряда не менее 24,8В. Для нормальной работы батареи 1СБ18 температура окружающего воздуха должна быть не ниже +25°С, для батареи 1СБ18М - не ниже -15°С. В связи с этим в корпусе батареи размещён электронагреватель с терморегулятором.

Комплект преобразователя 1СБ47 с прецизионным регулятором частоты ПРЧ-30Б используется на борту ракеты в качестве источника переменного тока. Он предназначен для преобразования постоянного тока напряжением 27В в трехфазный переменный ток напряжением 40В частотой 500 и 1000Гц и для получения токовых импульсов частотой 50 и 12,5Гц. Регулятор частоты, работающий в комплекте с преобразователем, служит для поддержания постоянной частоты трехфазного тока и частоты токовых импульсов в заданных пределах при колебаниях напряжения питающей сети и изменении нагрузки. От генератора 500Гц преобразователя 1СБ47 питаются гиромоторы автомата дальности, гировертиканта и гирогоризонта. От генератора 1000Гц питаются гиромоторы бокового стабилизатора прибора 1СБ10 и счетно-решающий прибор автомата стабилизации 1СБ13. Пульсирующее напряжение преобразователя частотой 50 Гц используется для питания шаговых моторов программного механизма гирогоризонта и бортового временного механизма, а также для питания шагового электромагнита автомата дальности при установке дальности. Пульсирующее напряжение 12,5Гц предназначено для питания шагового электромагнита автомата дальности в полёте.

В состав электроавтоматики пневмогидравлической схемы входят следующие элементы:

· электропневмоклапан (бортовой) ЭПК;

· сигнализаторы давления СД1, СД2, СД3;

· 28 пиропатронов : ВП, АП, ПК, ППШ, ОП, ПС.

В электроавтоматике ДУ применены пиропатроны типа ДП-1.

Система АПР предназначена для ликвидации боевого заряда головной части в воздухе в случае аварийного полёта ракеты. Команду на ликвидацию боевого заряда система АПР выдает в следующих случаях:

1. при потере ракетой устойчивости и отклонении направления полёта от заданной гироприборами траектории по углам тангажа, рыскания и вращения на угол более ±10°;

2. при ненормальной работе программного механизма гирогоризонта 1СБ9 (аварийный контакт в приборе 1СБ9 к моменту взведения системы остается замкнутым);

3. при преждевременном прохождении команды на выключение двигателя,приводящем к падению ракеты на дальность, меньше допустимой;

4. при послевременном прохождении команды на выключение двигателя, приводящем к падению ракеты на дальность, больше допустимой;

5. при непрохождении команды на выключение двигателя до 67,5с.

В связи с тем, что при конкретном применении ракеты может отпасть надобность в контроле некоторых параметров движения ракеты, система АПР позволяет производить выбор контролируемых параметров полёта ракеты в следующих сочетаниях:

контроль согласно пунктам 1, 2, 3, 5

- "самоликвидация откл.";

контроль согласно пунктам 1, 2, 3, 4, 5

- "полный контроль";

контроль согласно пунктам 1, 2, 5

- "дальность откл."

В системе АПР предусмотрена возможность её полного отключения.

В состав бортовой аппаратуры системы АПР входят следующие приборы и кабели:

1. Прибор 1СБ23 (БАПР -3).

2. Прибор 1СБ24 (РВ-14).

3. Ампульная батарея 1СБ25М.

4. Исполнительный элемент боевой части.

5. Бортовая кабельная сеть 1СБ26.

Прибор 1СБ23 является основным коммутационным прибором системы АПР и обеспечивает:

a. выбор рода контроля полёта ракеты;

b. выдачу данных о состоянии системы АПР перед стартом ракеты на испытательный пульт 2В26, а при проверке на технической позиции - на испытательный пульт 2В25;

c. блокировку исполнительных цепей системы АПР и взведение системы на определённой секунде полёта после достижения ракетой заданной высоты;

d. прием команд от системы управления и преобразование этих команд в команду на подрыв ВВ в случае аварийного полёта и на отбой системы АПР в случае нормального полёта.

Реле высотное 1СБ24 служит для обеспечения высотной блокировки взведения системы АПР, связанной с подъемом ракеты на высоту 5000м, и высотной блокировки исполнительных цепей, связанной с подъемом ракеты на высоту 3000м.

Бортовая батарея 1СБ25 (1СБ25М) является химическим источником тока разового действия ампульной конструкции напряжением 27 плюс 3 минус 2 Вольт с максимально допустимой силой тока при разряде не менее 15А в течение 1с. Для приведения батареи в рабочее состояние в нее подается сжатый воздух давлением 11±1атм. Время приведения батареи в рабочее состояние от момента подачи сжатого воздуха в батарею до появления напряжения 27В не более 2с (для 1СБ25М не более 7с). Для обеспечения рабочих характеристик в интервале температур от -40°С до 0°С (для 1СБ25М от -40°С до -10°С) в батарее предусмотрен электронагреватель мощностью 192Вт (для 1СБ25М мощностью 240Вт) при напряжении 27В постоянного тока.

Исполнительный элемент системы АПР уничтожает заряд ГЧ при поступлении сигнала аварийного подрыва от системы АПР.

Исполнительным элементом является:

для ГЧ 8Ф44

- устройство взрывательное 8В53

для ГЧ 8Ф14, 9Н33, 9Н33-1

- взрывательное устройство спецаппаратуры ДУ-АПР

для ГЧ 3Н8

- прибор УГЧ 9Б62

для ГЧ 8Ф44Г, 8Ф44Г1

- предохранительно-исполнительный механизм И-214А

Бортовая кабельная сеть системы АПР 1СБ26 осуществляет связь приборов системы АПР между собой и с системой управления.

Система АПР ракеты 8к14

В состав сборочной бригады головных частей оперативно-тактических ракет входят: группа сборки и расчет транспортировки.

Cостав техники сборочной бригады ГЧ ПРТБ:

Группа сборки:

· машина специального ракетного подразделения (МСРП) на базе УАЗ-452,

· 2 комплекта ЦЕЛИНА-1А, состоящие из машин:

o сборочный зал 9Ф226 на базе ЗиЛ-131 с агрегатом питания АБ-4,

o машина аппаратная 9Ф225 на базе ЗиЛ-131 с агрегатом питания АБ-4,

o машина ЗИП 9Ф449 на базе ЗиЛ-131 с агрегатом питания АБ-4.

· специальный автомобильный кран 9Т31М1 на базе Урал-375 с комплектом такелажа - 2 шт.

· машина САК (специальной аварийной команды) на базе ГАЗ-66

· бортовой автомобиль ЗиЛ-131 или ГАЗ-66

Расчет транспортировки:

· Машина-хранилище 9Ф21 (ЗИЛ-137КЕ-1) - 24 шт. (заменена на специальный автомобиль для перевозки боевых частей - НГ2В1 на базе Урал-4320 ),

· Машина технического обслуживания автомобильной техники МТО-АТ на базе ЗиЛ-131 - 2 шт.

В состав технической батареи оперативно-тактических ракет входит: отделение регламента (состоящее из расчета системы управления и расчета двигательной установки), отделение заправки (состоящее из двух расчетов заправки), а также расчет транспортировки.

Cостав техники технической батареи (оперативно-тактических ракет) ПРТБ:

· Отделение регламента:

o Машина горизонтальных испытаний 2В11 (на базе ЗиЛ-157) или 2В11М (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10) - 2 шт.

o Машина автономных испытаний 9В41 (на базе ЗиЛ-157) или 9В41М1 (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10)

o Машина ЗИП 2Щ1

o Компрессорная станция УКС-400 с индикатором влажности 8Ш31

o Бортовой автомобиль ЗиЛ-131 или Урал-4320

o Палатка утеплённая 8Ю11У

o Подогреватель воздуха (теплогенератор бензоэлектрический) 8Г27У

o Аэродромно-складская тележка 2Т5 - 4 шт.

· Отделение заправки:

o Заправшик горючего 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г29М (на базе ЗиЛ-131) - 6 шт.

o Заправшик окислителя 9Г30 (на базе ЗиЛ-157) или 9Г30М (на базе ЗиЛ-131) - 12шт. или автокислотная цистерна АКЦ-4-255Б (АКЦ-4-255БМ) на базе КрАЗ-255Б - 6 шт.

o Автоцистерна горючего АЦГ-5

o Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311 (на базе ЗиЛ-157) или 8Т311М (на базе ЗиЛ-131) - 2 шт.

o Бортовой автомобиль ЗиЛ-131 или Урал-4320

o 8Ю44М - полевая химическая лаборатория ракетного топлива.

· Расчет транспортировки:

o Специальный автомобильный кран 9Т31М1 с комплектом такелажа - 2 шт.

o Грунтовая тележка 2Т3 (2Т3М) на с тягачом ЗиЛ-157 или 2Т3М1 с тягачом ЗиЛ-131В в комплекте с контейнером 2Ш3 и термочехлом 2Ш2 - 12 шт.

o Бортовой автомобиль ЗиЛ-131 или Урал-4320 - 2 шт.

Основной вариант организационно-штатной структуры БРР следующий:

· отделение регламента

· взвод по ремонту автомобильной техники

· взвод по ремонту вооружения

· аккумуляторное отделение.

На вооружении отделения регламента находилась следующая техника:

· Машина горизонтальных испытаний 2В11 (на базе ЗиЛ-157) или 2В11М (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10) – для проведения автономных испытаний системы АПР ракеты, проверки целостности цепей сигнализаторов давления и пиропатронов и отсутствия их сообщения с корпусом, автономной проверки автомата стабилизации, комплексных генеральных испытаний системы управления совместно с системой АПР с имитацией выключения ДУ от прибора 1СБ12 в горизонтальном положении в боевом положении схемы на технической позиции.

· Машина автономных испытаний 9В41 (на базе ЗиЛ-157) или 9В41М1 (на базе ЗиЛ-131) с электростанцией 8Н01 (заменена на ЭСБ-12/ВС400 или ЭСД-10) – для проведения автономных проверок всех приборов системы управления и системы АПР ракеты, а также проверки головной части 8Ф44.

· Машина ЗИП 2Щ1 (на базе ЗиЛ-157) или 2Щ1М (на базе ЗиЛ-131) для перевозки группового ЗИП ракеты 8К14 (все приборы СУ и САПР ракеты, а также пультовая аппаратура, инструменты и принадлежности для обеспечения проведения регламентных работ).

· Компрессорная станция УКС-400 с индикатором влажности 8Ш31 - для заправки воздухом пневмосистемы ракеты, а также проведения проверок на герметичность пневмогидравлических систем ракеты.

· Палатка утеплённая 8Ю11У – для обеспечения работ с ракетами в полевых условиях

· Бортовой автомобиль – для перевозки комплекта палатки 8Ю11У

· Подогреватель воздуха 8Г27У (теплогенератор бензоэлектрический) – для обеспечения обогрева палатки 8Ю11У зимой, а также для сушки кабелей и аппаратуры при пониженном сопротивлении изоляции.

 

 

Ракетный парк - технические данные
2000-2017 г.г. Гвардейская Новоросийская бригада Генсроде, все права защищены.Гарифулин Назим 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS